Авдеев Михаил Владимирович
Годы жизни: 22.10.1975 - 18.01.1995
Воинское звание: Рядовой
Историко-биографические данные: Родился 22 октября 1975 года в х. Кузьмичи Дубовского района Волгоградской области. В город Волгодонск он с мамой приехал в 1978 году. В начальных классах учился в школе № 16, неполную среднюю школу окончил в школе № 18. Затем поступил в Дубовское СПТУ-100 по специальности «механизатор». Недоучившись полгода, 30 ноября 1993 года призван в ряды Российской Армии. Военную службу проходил в войсковой части № 34605-К в г. Волгограде пулеметчиком.
04 декабря 1994 года был командирован в Чечню. Погиб в городе Грозном 18 января 1995 года. Боевая травма. Взрывное ранение (разрушение нижней части черепа, шеи с повреждение сонных артерий). Похоронен в городе Волгодонске 16 февраля 1995 года на Аллее почетного захоронения воинов, погибших при исполнении воинского долга.
Награжден орденом Мужества посмертно.
Миша был лучшим. Здоровый, серьёзный, рассудительный. Всё в его жизни спланировано, размерено и разложено по полочкам.
Армию он считал нормальным явлением, естественным этапом в жизни, который должен пройти каждый молодой парень, чтобы стать настоящим мужчиной.
Служил он в войсках особого назначения, в гвардейской части быстрого реагирования - пулемётчиком на БТРе. Служил исправно, легко, достойно. Стрекот военной техники, запах мазута и выхлопных газов был мил рядовому Михаилу Авдееву. В волгоградских полынных степях, на изрытых гусеницами полигонах считался он «не из последних удальцов». Уважала его солдатская братия за верность слову, за дружелюбие, за уживчивый характер, за находчивость и знание непростого солдатского дела.
Ползла по России гарь чеченского синдрома и, когда достигла своего апогея, 8-ой гвардейский полк Волгоградской дивизии под командованием генерала Льва Рохлина одним из первых был брошен на его ликвидацию. Так для 19-летнего мальчишки-солдата началась война.
Миша участвовал в самых первых ожесточенных непонятных и страшных боях в Чечне. В эпицентре войны он продержался месяц, там, где за 8 минут сгорал БТР, где под ногами вместе с обломками зданий валялись истерзанные и изуродованные тела таких же парней, как он... Что пережил он, что видел, как оценил происходящее - Бог весть.
Об истории, которая началась после гибели Миши, поведает стихотворение «Исповедь», написанное Мишиной мамой 17 октября 1997 года.
Отправляя сыночка служить
Я предвидела: что-то случится,
А Мишутка сказал: «Будем жить,
Воевать надо тоже учиться».
Почти год пролетел мгновенно,
Потому, что служил он легко,
А испуг отступил и надменно
Затаился на сердце пятном.
Как всегда получаю письмо
В полстраницы и с чётким заданьем:
«Приезжайте ко мне, жду давно,
В день рожденья хочу быть я с вами».
Этот день вспоминаю всегда.
Помню каждое сына движенье,
Помню грустные эти глаза
И последние встречи мгновенья.
И уже сын в Чечне - это страшно,
(Как ждала и боялась я этого дня),
Писем нет, нет вестей: жизнь ужасна.
Я держусь. Не сломило б меня.
И звонила с тревогой я всем:
В часть, родным и на линии всякие,
А потом увидала во сне -
Сын в казарме лежит, руки мягкие.
И испуг встрепенулся, ожив,
А везде говорят, правду зная,
Что солдат мой воюет и жив,
Хоть и совесть их больно терзает.
Вскоре полк возвратился назад,
Потеряв в тех боях рядового солдата,
Что дороже мне всяких наград,
Унесла его жизнь разрывная граната.
Это весть подстегнула в дорогу меня.
Где искать тело сына, сказали ребята,
Те, что долг выполняли под, шквалом огня,
Те, что видели эту гранату.
Вот и госпиталь. Утро. Морозно.
И дежурный не спит на посту.
Сына в списках ишу осторожно -
Может, ранен и жив мой хвастун.
В списках нет, и пошла я в палатки,
Солдатскую руку сжимая до слёз.
Сколько тел молодых и статных
Тот чеченский конфликт унёс!
Нет и здесь. Надо ехать в вагоны.
Матерям туда входа нет.
Спрятали спины солдат в погонах,
Нарушив начальства запрет.
А в вагонах темно и душно,
Свет фонарный скользит по телам,
Что ж ты армия бездушная
Столько горя дала матерям!?
Пять вагонов прошла и вижу.
Как во сне, - лежит сын мой в углу.
«Вот он сын мой, сыночек, Миша!»
А идти уже не могу.
Не сдержала я слова: «Выстою».
Перед тем, как зайти в вагон,
Унесли меня руки быстрые,
Повидавшие смерть и огонь.
Два дня жду я машину из дома,
Чтобы тело земле предать,
А в ушах стоит звук незнакомый:
«Кто пустил туда эту мать?»
Наконец-то мы едем домой
И, держась за шершавые доски,
За которыми ты, мой родной,
Я даю себе клятву от злости:
«Президенту я буду писать,
Чтоб войну прекратили быстрее.
И гранит тебе буду искать,
Чтоб могила была красивее».
Клятву выполнила я, сынок, -
Только легче никак не стало:
Потух яркий в глазах огонёк.
Сердце биться мое устало.
Утешенье моё - это дочь.
Заставляет она меня жить
И готова всегда помочь
Память светлую сохранить.
Авдеев Михаил Владимирович стал третьим воином, погибшим в Чечне и преданным земле в своём родном городе Волгодонске на Алле почетного захоронения воинов, погибших при исполнении воинского долга. Его тело, спустя месяц после гибели, нашла и опознала в вагонах-морозильниках в Ростовской 124-ой судебно-медицинской лаборатории СКВО его мама, Никифорова Наталия Афанасьевна.
В Волгограде в военном городке в апреле 1996 года открыт памятник 144 погибшим в Чечне военнослужащим гвардейского объединения. На церемонию прибыл депутат Государственной Думы, председатель комитета по обороне Лев Рохлин, а также глава администрации Волгоградской области И. Шабунин, командование и военнослужащие Волгоградского гарнизона, вдовы и родители, руководители и жители города.
Памятник представляет фигуру солдата в бронежилете с автоматом в руках. Он имеет реальный прототип - погибшего в Грозном лейтенанта Сергея Калисецкого. У подножия находятся мраморные плиты, на которых золотом высечены звания и имена погибших, в том числе и 5 рядовых волгодонцев: Авдеева М. В., Карпова Р. А., Малых И. В., Федорчук А.Ф., Янковского М. А.
Проект скульптурной композиции принадлежит майору запаса В. Лимову.
В настоящее время памятник вынесен за пределы плаца войсковой части и доступен гражданскому населению. Добавлены фамилии военнослужащих Волгоградского гарнизона, погибших после 1996 года.
27 ноября 2002 года в день 20-летия школы № 18 открыто панно (скульптурная композиция) в память о бывшем ученике, погибшем 18 января 1995 года при исполнении воинского долга в Чеченской республике, рядовом Авдееве Михаиле Владимировиче, награждённом орденом Мужества.
Скульптор Егор Егорович Дердиященко по фотоматериалам Миши изготовил его барельеф, оформил стену в серо-бежевых тонах с описанием на стендах характеристики Авдеева М.В. и его награды.
В Лицее № 16 училось шесть ребят: Мефодовский Сергей, Янковский Михаил, Соколов Валерий, Авдеев Михаил, Кудин Александр, Малых Иван, которые при прохождении срочной службы погибли в боевых действиях в Чеченской республике. Они выполнили воинский долг ценою своей жизни. В школе есть уголок памяти об этих учениках. Работает фотовыставка о чеченских событиях из фонда городской общественной организации «Комитет социальной защиты российских военнослужащих и призывников» г. Волгодонска.
Вся композиция расположена между первым и вторым этажами. Ученики, проходя мимо панно, приостанавливаются, задумываются о своих поступках, стараются быть лучше, быть похожими на Мишу…
Материалы взяты из книги «Живи, светлая память…», 2008, авторы Карпова О.Б., Никифорова Н.А., Малых Л.В.